Публикации воспитателей детских садов
О проекте

«Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей»

Пчелинцева Марина Дмитриевна Пчелинцева Марина Дмитриевна
DOCX
35
0
Предпросмотр

«Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей»
Музыка в области музыкально-ритмического преподавания занимает одно из видных мест. Мы говорим: «Следует научить детей красиво двигаться». Но для того, чтобы это получилось, надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движений на лучших образцах музыкального творчества.
Надо обращать внимание на музыкальность ребенка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные. Есть дети, у которых заторможена реакция на музыку: на этом сразу следует сосредоточить преподавательские усилия. Обычно такая заторможенность мешает ребенку вступить вовремя на нужной доле такта, сменить вид танцевального шага, выполнять движение в предложенном ритме.
Упражнение – ходьба под маршевую музыку позволяет наглядно убедиться в том, как дети воспринимают счет сначала на две четверти, а позже на четыре четверти.
Важно установить взаимосвязь музыки и упражнений. Идейное и эмоциональное содержание музыкального произведения передается с помощью средств музыкальной выразительности - мелодии, гармонии, темпа, ритма. С первых занятий следует учить детей понимать содержание музыки, вникать в ее сущность. Помогают понять замысел композитора указания в нотном тексте для исполнения произведения: «задушевно», «энергично», «весело», «спокойно», «быстро» и т. д. Содержание песен и хороводов раскрывается в тексте. Можно придумать специальные двигательные задания, которые помогают лучше понять содержание музыки и выразить его в движении:
- ходьба на полной ступне, с высоким поднятием колена, на носках – ритмичная, задорная, веселая, маршевая музыка;
- бесшумный, мягкий шаг на носочках – лирическая музыка и т. д.
Наиболее приемлема музыка танцевального характера. Это польки, вальсы, мазурки, кадрили и т. д. Можно применять музыку детского песенного репертуара.
1.Связь упражнений с мелодией заключается в том, что мелодия помогает запомнить музыку, а следовательно, и упражнение. Зная мелодию произведения, под которую выполняется упражнение или танец, дети могут повторить его без музыки, сохраняя нужный темп, ритм и даже динамические оттенки. Мелодия всегда как бы подсказывает характер движений, форму и последовательность элементов танца.
2.Связь упражнений с ритмом и размером музыкального сопровождения. Ритм – одно из главных выразительных средств музыки. Это последовательное сочетание музыкальных звуков различной длительности, которые записываются нотами. Чередование звуков различной длительности образует ритмический рисунок мелодии. Знание ритмического рисунка для выразительности очень велико, т. к. ритмический рисунок сам по себе может характеризовать некоторые жанры музыки (вальсы, польки, марши, колыбельные). Воспроизведение ритмического рисунка движениями развивает музыкальную память, координацию движений, быстроту реакции.
3.Связь упражнений с темпом и динамическими оттенками музыки.
Темпом называется скорость исполнения музыки. Произвольно менять темп музыки нельзя, т. к. это влечет за собой изменение его содержания. Темп обозначается в начале произведения, обозначений музыкальных темпов довольно много (адажио – медленно, анданте – умеренно, аллегро – быстро). Для овладения различными темпами дают специальные задания – выполнять движения, соответственно темпу (быстрый темп – легкий бег, умеренный темп – ходьба, медленный темп – мягкий шаг и т. д. ).
Динамические оттенки очень важны для передачи выразительности музыки. Динамические оттенки связаны с мелодическим рисунком. К динамическим оттенкам в музыке относятся: изменение силы звучания, постепенное замедление или ускорение темпа, плавность или прерывистость звучания мелодии. В зависимости от динамических оттенков музыкального произведения движения могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными; резко акцентированными или слитными и плавными; свободными и широкими или мелкими и изящными. .
Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы – от веселых, беззаботных, лирических до энергичных, волевых, серьезных.
Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метрометрическим строением, положительно влияет на развитие слуха. Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию. Обращайте внимание на выражение лиц движущихся детей.
Аккомпанемент к упражнениям следует подбирать с учетом поставленных задач, так, чтобы он был приятен детям. А исполнение музыкальных произведений на всех занятиях должно быть высокопрофессиональным.
Итак, музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Для этого следует подбирать ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых занятиях. Для выполнения этого условия можно несколько упростить композиторский вариант мелодии, аранжировать его.
Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Его критериями являются такие понятия, как доходчивость, ясность, законченность мелодии.
Известно, дети увлекаются всем сказочным и волшебным, очень необычным. Вот поэтому музыка, связанная с персонажами сказок, с ожившими игрушками, с играми, всегда будет близкой и понятной ребенку.
Итак, целью музыкально - ритмических занятий являются: сформировать у ребенка активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить ее содержание в движении.