Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Информационные технологии в образовательном процессе

Турсунбекова Гуляим Искаковна Турсунбекова Гуляим Искаковна
DOC
249
0
Предпросмотр

Турсунбекова Гуляим Искаковна
г. Аркалык
воспитатель детского сада «Акбота»


Новые информационные технологии в образовательном процессе


Сфера образования всегда выступала система образующим фактором жизни любого государства, во всем мире она – доминант в процессе национальной модернизации, главное условие экономического и социального прорыва в ХХI век.
В послании Президента Республики Казахстан, Лидер нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия», «Казахстан - 2050» - новый политический курс состоявшего государства» отмечено:
«Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решение и инструмент в отечественную систему образования, включая дистанционное обучение и обучение в режиме онлайн, доступные для всех желающих».
Современное образование невозможно себя представить без использования информационных ресурсов. Постепенно компьютерные технологии входят в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний.Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологии мультимедиа, электронных информационных ресурсов,сетевых технологии позволяющих использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что информационно - коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
Грамотное использование современных технологий позволяет существенно повысить мотивации детей к обучению. Позволяет воссоздать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Сегодня использование компьютерной технологии позволяет:

  • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

  • В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно - образному мышлению дошкольного возраста.

  • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

  • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

  • Поощрять детей при решений проблемных задач и преодолений трудностей.

Следует также отметить и то, что использование информационно-коммуникационных технологии требует серьезной длительной подготовки навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки воспитателя к занятию. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
Игра – основное использование компьютера.
Использование компьютеров в образовательной и воспитательной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного и эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А.Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно – образного к абстрактно – логическому мышлению.
На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации, (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащения всех сторон личности. Как известно, игра является одной из форм практического мышления.
В игр ребенок оперируется своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Исследование Новоселовой С.Л. свидетельствует, что ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный до определенного времени объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства. Изображение, возникающее на дисплее, может быть наделено ребенком игровым значением в ситуации, когда он сам строит сюжет игры, оперируя образными и функциональными возможностями компьютерной программы.
Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реальное действие – игровым, замещающим его действием, лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. Из этого следует вывод¸ что компьютерные игры должны быть неразрывно связаны с обычными играми. Однако из важнейших мнений умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедейному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- дети нынче усваивают понятия формы, цвета величины;
- глубже постигаются понятия числа и множества;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в
пространстве
- тренируется элективность, внимание и память;
- раньше овладевает чтением и письмом;
- активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация
движений глаз;
- уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
- воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно – образного и теоретического
мышления.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивает логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действия. Он начинает думать, прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом, условием при подготовке одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются столь важные операции мышления, как обобщение, классификация компьютерных игр повышают самооценку дошкольников. Хочу заметить , что достижения детей не остаются незамеченными им самим и окружающим. Дети чувствуют большую уверенность в себе, осваиваются наглядно –действенные операции мышления.
Начинать компьютерное обучение дошкольников следует с подбора обучающих и развивающих программ и продумывание организационных форм работы с детьми и их применения, разработки методик, использующих возможности компьютера в обучении. Нельзя рассматривать компьютер в отрыве от программного обеспечения и организационных форм использования. В настоящее время существует множество обучающих программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, но нет их классификации. Многие авторы выделяют четыре типа обучающих программ:

  1. тренировочные и контролирующие;

2. наставнические;
3. имитационные и моделизирующие;
4. развивающие игры.
Программы первого типа предназначены для закрепления умений и навыков. Предполагается, что предполагаемые объекты и понятия уже известны ребенку. Эти программы в случайной последовательности предлагают детям вопросы и задания и подсчитывают число правильно и неправильно решенных задач. В случае правильного ответа ребенку может выдаваться поощрение/реплика, призовой объект, переход на следующий уровень и т.д. При неправильном ответе ребенок может получить помощь, подсказку.
Программы второго типа предлагают детям теоретический материал для изучения. Задачи и вопросы служат в этих программах для организации в этих программах человека – машинного диалога, для управления ходом обучения.
Так, если ответы, даваемые ребенком, неверны, программ может вернуть его для повторного обучения теоретического материала. Общим недостатком этих программ является высокая трудоемкость разработки, затруднения организационного и методического характера при использовании в реальном учебном процессе ДОУ.
Программы третьего типа основаны на графически иллюстрированных возможностях, с одной стороны, и вычислительных – с другой, и позволяют осуществлять компьютерный эксперимент. Также программы представляют детям возможность наблюдать на экране дисплея, который процесс и одновременно влияет на его ход, подавая команды мышкой или с клавиатуры, задавая значения параметров.
Программы четвертого типа представляют в распоряжение ребенка некоторую воображаемую среду, существовавшей только в компьютере, набор определенных возможностей и средств их реализации.
Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно – действенного мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- использование информационно – коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.
- компьютер может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических, ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций
- рекомендуется применять компьютерные игровые развивающие и обучающие программы,адекватных психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
В своей работе я использую информационно – коммуникационные технологии (ИКТ):
- подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет, принтер);
- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
- оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, планирование), отчетов;
- в программе PowerPoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетентности у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия и мероприятия, его логической структурой, то есть может быть использована на любом этапе занятия.
В заключении хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организационная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых видеозаписей. Все это может обеспечить компьютерная техника, с ее мультимедийными возможностями
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно - коммуникационные технологии (ИКТ),
но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут
и не должны.


Список литературы
[1] Горвиц Ю., Поздняк Л., Кому работать с компьютером в детском саду.
Дошкольное воспитание, 1991 г. №5
[2] Каленина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии
в дошкольном детстве». М. Сфера 2008
[3] Полат. Е.С. Новые педагогические технологии – М., 200 г.
[4] Справочник руководителя учреждения – М., Сфера, 2006 г.
[5] Управление иванационными процессами в ДОУ - М., Сфера, 2008 г.
[6] Яковлев А.И. Информационно – коммуникационные технологии в образовании., 2005 г.
[7] Послание Президента Республики Казахстна – Лидер нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстан «Стратегия Казахстан 2050 – новый политический курс состоящегося государства» : Официальный сайт Президента Республики Казахстан-2012 – 14 декабря
[Электронный ресурс] – Режим доступа – URL;
http://www.akorda.kz/ru/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakstana-14dekabrya-2012-g-135713742(дата обращения 30.05.2013) (30.03.2014)
[8] Низамова Лейсан Мадехатовна воспитатель МБДОУ ДС КВ «Журавушка» (30.03.2014)