Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников ЗПР

Боженко Наталья Алексеевна Боженко Наталья Алексеевна
DOCX
191
0
Предпросмотр

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников ЗПР посредством театрализованной деятельности.
Формирование эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания детей с задержкой психического развития. Эмоции у таких детей примитивны, развиты слабо, недостаточно дифференцированы, маловыразительны и однообразны.
Эмоциональная незрелость детей ведёт:
-к эмоциональной поверхности контактов, которые мимолётны, ситуативны, неустойчивы;
- к зависимости от более волевых членов коллектива, подчинённости им;
-  у детей нет развитой самооценки, критичности;
- большинство детей с ЗПР психически неустойчивы. Их поведение непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно, малопредсказуемо;
- адаптивные механизмы у ребёнка с ЗПР также своеобразны: он не имеет развитых интеллектуальных и эмоционально – волевых возможностей для самостоятельного и продуктивного устранения недостатков. Способы психологической защиты: избегание, конфликты.
Поэтому целью нашей работы стало обучение театрализованным играм, в процессе которых происходит:
1. Регуляция и развитие эмоцианально-волевой сферы детей.
2. Обучение коммуникативным навыкам и адаптивному поведению.
3. Стимуляция речевого развития.


Театрализованная деятельность является одним из ведущих средств социально - эмоционального развития таких детей, т.к. богата возможностями самоутверждения и самовыражения ребёнка. Театрализованная деятельность помогает детям узнать самих себя, заявить о себе, попробовать, на что они способны, поверить в себя, перешагнуть через «я стесняюсь», преодолеть робость и скованность.
Работа от выбора произведения до его драматизации ступенчата, проводится во всех вида деятельности и включает работу всех специалистов ДОУ.
1 этап. Знакомство со сказкой.
2 этап. Режиссерские игры.
3 этап. Драматизация сказки.
Позвольте предложить вам план подготовки игры-драматизации по сказке «Колобок».
Детям с ЗПР тяжело целенаправленно заучивать и запоминать что-либо, поскольку им свойственна плохая восприимчивость ко всему новому и сниженная познавательная активность. Кроме того, детям сложно усваивать материал в связи с несформированностью высших психических функции и различными видами нарушения речи. В связи с этим каждый этап будет включать в себя огромную, кропотливую работу. Которая является «работой» только для взрослых, а для детей это, прежде всего игра.


I этап. Работа над содержанием.


Включает в себя следующие виды работ.

  1. Чтение сказки. Дети на этом этапе являются слушателями. Речь воспитателя является образцом для подражания. Особое внимание уделяется анализу поступков героев, уточняются знания о предметах, явлениях, их назначении, характеристикам героев.

  2. Слушание аудиозаписи.

  3. Просмотр мультфильма, иллюстраций к сказке.

  4. Дид. упражнения: «Что сначала, что потом», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Определи характер героя», «Закончи сказку»

  5. Загадывание загадок с целью выделить характерные особенности передвижения, голоса героев, необходимые для выразительного образа в игре.

  6. Пересказ текста с использованием мнемотаблиц, пиктограммы.

  7. Дидактические игры: Разрезные картинки, кубики,пазлы, бродилки.

  8. Рисование. Лепка, раскрашивание раскрасок –героев, сюжетов сказки.

  9. Схематически зарисовываем последовательность сюжетов сказки

  10. Рисование сказки песком.

  11. На музыкальном занятии – разучивание текста и мелодии песенки.


Ко второму этапу мы переходим, когда дети уверенно знают содержание сказки, свободно её пересказывают.
II этап. Режиссёрская игра.
К режиссёрским играм в детском саду относятся некоторые виды театров: плоскостной, теневой, настольный, театр на фланелеграфе. В этих играх дети не являются действующими лицами, они создают сцены, ведут роль игрушечного персонажа – объёмного или плоскостного. Они действует за него, изображают его интонацией, мимикой. Ребенок, входя в определенный образ, становится раскованнее, увереннее и говорит свободнее. Благодаря совместной деятельности у малышей возникают дружеские привязанности, они учатся согласовывать свои действия с действиями других детей.
Виды работ: 1.Показ сказки воспитателем (разные виды театра)
2. На занятиях по труду и изодеятельности: изготовление и раскрашивание персонажей и декораций для разного вида театра.
3. Упражнения: «Узнай, чей голос». Цель которого- упражнять детей в имитации голоса животных, передачи реплик разных героев используя разную интонацию, силу голоса. «Отгадай кто идёт?». Определение по характеру прослушанной музыки героев сказки; колобок катится или бежит, подпрыгивая (на музыкальных занятиях). 4. Обучение приемам работы с различными видами театров в ходе режиссерских игр (плоскостной театр, настольный, пальчиковый, перчаточный).
От игры к игре активность детей нарастает, они запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности.


III этап. Драматизация.
В процессе работы над инсценировкой отрабатываются навыки правильной, выразительной речи и уверенного общения в коллективе. В подготовке и изготовлении соответствующих атрибутов для персонажей, мы наблюдаем постоянное речевое общение детей.
При распределении ролей учитывается возможная речевая нагрузка для каждого ребенка. Для не говорящих подбирается роль, где больше звукоподражания и имитационных выразительных движений. Важно предоставить возможность плохо говорящему, а иногда и совсем не говорящему ребенку выступить наравне с другими.
Виды работ:
1. Обучение принятию игрового образа, роли (речевые, пантомимические средства выразительности).Создать образ животных помогают упражнения «имитирующие пластику зверей». Дети передают движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма.
2. Театр теней. Перед игрой на сцене в образе героев сказки дети играют в теневом театре. За ширмой можно спрятаться, а это очень важно для того, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и не стеснялся.
3.Инсценировка частей сказки.
4.Инсценировка всей сказки. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретённая вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами.
Одним из важных направлений в театрализованной деятельности является создание условий, на что мы обращаем большое внимание . В зале представлена выставка «По мотивам одной сказки». Любая деятельность детей должна быть эмоционально окрашена и вызывать у них живой интерес. Для этого мы изготовили дидактические игры, оформили подборку иллюстрированных книг сказки «Колобок», раскраски, сделали картотеку загадок. Оборудовали в группе центр театрализованной деятельности: театрализованный уголок в котором представлены разные виды театра для одной и той же сказки, которые включают в себя: универсальный актерский ряд; универсальный декорационный ряд; ширмы, разнообразное предметное и информационное наполнение, побуждающее детей не только к организованной, но и к свободной творческой деятельности. Кроме этого имеются мини-костюмерная и мини-гримёрная.
Успешное развитие детей может быть достигнуто только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны подкрепляться и в условиях семьи. С этой целью мы постоянно контактируем с родителями воспитанников группы, привлекаем их к совместным действиям и мероприятиям, даем консультации. Проблемам театрализованной деятельности было посвящено открытое занятия для родителей «Играем в сказку». Родители были приятно удивлены способностями своих детей, после чего заметно активизировался их интерес к творческой деятельности дошкольников. Была проведена выставка домашних театров, сделанных руками родителей и детей. Наши родители изготовили несколько ширм различных конструкций: напольная, настольная, для теневого театра. На занятиях по изодеятельности мы с ребятами слепили из теста и раскрасили колобка для пальчикого театра, тем самым мы активизировали родителей на создание других героев сказки, таккак детям непременно хотелось иметь их.
В результате нашей работы можно сделать выводы:
1. Дети становятся раскрепощеннее, чувствуют себя комфортнее, становятся свободнее в общении со сверстниками и со взрослыми, развивается эмоцианально - волевая сфера.
2. Дети стали осознавать свой успех, значимость своей деятельности.
3. Совершенствуется моторика, координация движений.


4. Развивается чувство коллективизма.
5. Участие в играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Таким образом, театрализованная деятельность для ребенка с ЗПР обеспечивает комплекс психолого – педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста, максимальной коррекции нарушений.
В завершение своего выступления я хочу представить Вам результат нашей работы - драматизация сказки «Колобок» (видео).