Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности.

Сухорукова Анастасия Алексеевна Сухорукова Анастасия Алексеевна
DOCX
116
0

Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта творческой деятельности как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых ребёнок реализует свои ценностно-смысловые ориентации, формирующие его личностную культуру.

Предпросмотр

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта творческой деятельности как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых ребёнок реализует свои ценностно-смысловые ориентации, формирующие его личностную культуру.
В настоящее время широко обсуждаются вопросы полноценного движения творческой личности в образовательном пространстве, особое место в данной дискуссии занимает аспект художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
В нынешней образовательной ситуации приходиться констатировать глубинное противоречие между: востребованностью педагогических знаний и технологий организации оптимального взаимодействия в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при недостаточном использовании современных вариативных ресурсов, средств, форм и методов работы с дошкольниками; необходимостью научно-методического обеспечения и сопровождения ФГОС дошкольного образования в направлении художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и педагогического поиска инновационных оснований организации художественно-эстетического образования ребёнка.
В условиях модернизации дошкольного образования и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога, мотивированного, готового и способного к осуществлению педагогической деятельности.
Значение художественно-эстетического развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующее от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Эстетическая и художественная культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности. В наиболее общем виде результатом художественно-эстетической культуры в педагогическом аспекте может выступать эстетико-поведенческий элемент культуры ребёнка, который реализуется в разных сферах человеческой деятельности (отношение к природе, эстетика общения, культура речи, изобразительное искусство).
Для обеспечения качественного результата художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста необходимо поддержание в детях постоянного интереса и увлечённости народной культурой; разными видами искусства и окружающим; желание каждый раз выражать свои чувства, своё видение и отношение к миру в ярких художественных образах.
В современном дошкольном образовании назрел вопрос о пересмотре содержательной стороны условий и иной оценки их роли в художественно-эстетическом и творческом развитии личности. Обоснование основных содержательных условий в педагогике предпринималось многими исследователями, которые рассматривали их как культурные ресурсы.
Практика работы в дошкольных учреждениях показала, что эффективность педагогической деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста немыслима без ресурсного обеспечения, которое понимается как необходимое информационно-методическое средство, позволяющее вывести всех участников образовательного процесса: «ДОО – ребёнок – родитель» на качественно новый уровень компетентности.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются в жизни с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневной трудовой деятельности, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде познание прекрасного и безобразного, трагического и комического может играть важную роль. Красота увиденного, способна доставлять радость и удовольствие, содействует стимуляции трудовой активности личности, наделять приятными чувствами встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствовать и сопереживать, комическое помогает преодолеть существующие недостатки.
Эстетическое воспитание является целенаправленным процессом развития творческой личности, которая способна к восприятию, анализу, пониманию и оцениванию прекрасного, созданию на этой основе системы художественных ценностей.
Стимулирование интегрального способа общения ребенка с миром, процесс эстетического воспитания готовит дошкольника на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения к гармонизации окружающей действительности и продуктов своей деятельности, себя и своего общения с другими людьми.
В.Н. Шацкая обозначает цель эстетического воспитания в том, чтобы служить формированию способности обучающихся эстетически активно формировать отношение к произведениям искусства, а также стимулировать посильное их участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Из приведенного определения автора следует, что важное место в процессе эстетического воспитания следует отводить знакомству с миром искусства. Искусство является частью эстетической культуры и художественного воспитания, важной, весомой составляющей, но охватывающей только одну сферу человеческой деятельности.
В процессе эстетического воспитания реализуется ряд специальных задач, которые можно дифференцировать по двум группам.
В первую группу задач, которая направлена на развитие эстетического отношения к миру прекрасного, включается следующее: развитие умений понимать и замечать красоту в природных явлениях, поступках людей, искусстве, оценивать красоту; воспитывая тонкость художественного вкуса, потребность в освоении прекрасного.
Во вторую группу задач, направленную на приобретение разнообразных художественных умений в областях разных искусств, включается: рисование, лепка, конструирование; пение, выполнение движений под музыкальное сопровождение; словесное творчество детей.
Определение уровня эстетической воспитанности личности, в значительной мере способствует совершенствованию работы по эстетическому развитию детской личности, которая может иметь более определенный и целенаправленный характер.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» представляется как педагогически адаптированным опытом, который состоит из нескольких компонентов, которые носят взаимосвязанный и взаимозависимый характер.

  1. Комплекс художественно-образных представлений, освоение которых может обеспечивать создание в понимании ребенка целостно-смысловой эстетической картины мира как образа культуры.

В образовательный процесс в детском саду могут быть включены в тесном взаимодействии и музыкальная деятельность, изобразительная деятельность, чтение и анализ художественной литературы, а также соединение таких синтетических видов искусства, как театральное и танцевальное творчество.
Эта система, по мнению Т.С. Комаровой, Е.М. Торшиловой, является наиболее доступной для детей, помогая открывать более широкие перспективы в области развития их эмоционально-познавательной сферы и эстетической культуры.
2. Опыт практической деятельности, предполагает развитие специальных художественно-эстетических умений и навыков, которые обеспечивают наличие результативности в продуктивной художественно-эстетической деятельности. Вопросы освоения детьми спектра различных средств художественной выразительности на протяжении долгих лет были одними из самых дискуссионных. Концепция художественно-эстетического воспитания в той или иной педагогической стратегии проектировалась таким образом, что в ней доминирующим аспектом выступала организация: практической (продуктивной) художественной деятельности или развитие способности детей к восприятию искусства и красоты окружающего мира.
3. Опыт творческой деятельности, который связан с формированием творческого воображения, фантазии, специальных направлений и видов в искусстве. Благодаря опыту в художественно-творческой деятельности обеспечивается человеческое осознание способности к отражению и преобразованию действительности. Порождая поступление новой информации, творчество выступает как источник тех изменений, которые не могут отменить существование уже сложившихся традиций, а могут лишь видоизменить их в зависимости от определенных критериев по отбору эстетических и социально-нравственных ценностей и представлений об Истине, Добре и Красоте.
Дошкольный возраст характеризуется стремлением детей к проявлению самовыражения и творчества. Приобретение творческого опыта, пусть даже самого скромного, выступает как необходимое условие гармоничного художественно-эстетического развития личности дошкольника. Высокий уровень чувствительности сенсорных зон нервной системы детей дошкольного возраста, всех органов чувств способствует интенсивному обогащению зрительных, слуховых, обонятельных и особенно речеслуховых представлений, представляющих собой основу для развития образной памяти, ассоциативного мышления, воображения. Учитывая эти особенности детей дошкольного возраста, педагог включает дошкольников (и включается сам) в игровые действия, используя звук, цвет, движения.
Содержание продуктивных видов деятельности ребенка представлено в русле программного направления «Художественно-эстетическое развитие дошкольника». Это относится к изобразительной и музыкально-художественной деятельности детей, но и к конструированию, в которое также включаются элементы художественного проектирования и которое, в данный момент, отнесено к познавательно-речевому направлению развития дошкольников.
Художественное конструирование, художественный труд занимает все более прочное место в дошкольных учреждениях.
Предпосылки развития эстетической культуры ребенка и ее развитые формы складываются в процессе становления детского воображения. Этот процесс приобретает содержательно обогащенную основу в рамках продуктивных видов деятельности. В свою очередь, педагогический ресурс самих этих видов деятельности в плане развития воображения возрастает по мере их ориентации на исторически сложившиеся ценности художественно-эстетической культуры.
Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого-педагогического анализа. В исследованиях и методических разработках (Т.Н. Доронова; С.Г. Якобсон; Т.Г. Казакова; Т.С. Комарова) высвечены различные грани творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации и иных видов этой деятельности на разных этапах дошкольного детства. Условия их формирования отражены в ряде дошкольных образовательных программ общего (например, «Радуга», «Детство», «Истоки», «Из детства в отрочество», «Преемственность») и специального профиля («Гармония», «Красота – радость – творчество», «Природа и художник»).
Организация художественной деятельности в детском саду выступает как значимое условие и средство эстетического воспитания дошкольников, в которой ведущую роль занимает как воспитатель, так и сам ребенок. Общепринятым является тот факт, что воспитание ребенка на основе деятельностного подхода, еще одна закономерность его эстетического воспитания.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.
Для успешного освоения программ художественно-эстетического воспитания необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Блочная организация воспитательно-образовательного процесса способствует художественно-эстетическому развитию детей.
1 блок – организованная деятельность,
2 блок – совместная с воспитателем деятельность детей,
3 блок – самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Реализация инновационных технологий художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, основанных на инновационной деятельности педагога, включающих представленные выше направления, позволит максимально проявить художественно-творческие возможности детей, которые формируются в продуктивных видах деятельности; и способствуют развитию потребностей, интересов, творческих способностей каждого ребёнка.