Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование

Гаврилова Лилия Ильфатовна Гаврилова Лилия Ильфатовна
DOCX
353
15
Предпросмотр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 8 «Теремок»
с приоритетным осуществлением
художественно - эстетического развития

Методическая разработка мастер-класса для педагогов:«Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование»

Разработала: Музыкальный руководитель Гаврилова Лилия Ильфатовна

г.Шарыпово, п. Дубинино2013 – 2014 учебный годЦель: Ознакомление участников мастер-класса с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Задачи:

  • представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования;

  • повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;

  • создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного

профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности. «Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом». Т.Э. Тютюнникова.АКТУАЛЬНОСТЬ.

Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования  музыкальных   инструментов  в работе с  детьми,  с целью активизации  музыкального   развития  и творчества  детей. Лучшая, на мой взгляд, программа по элементарному музицированию является методика Т.Э. Тютюнниковой. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

І. Теоретическая часть Что же такое элементарное музицирование? Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Детям необходимо творить  и переживать, чтобы понимать. ЭМ предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей. Основными видами деятельности творческого музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация. На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический подход. Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)  «Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас. Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека. Элементарное музицирование я использую как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную. В результате накопления материала мною планируется составление картотеки речевых игр и упражнений, а также творческих заданий с использованием ДМИ, «звучащих жестов» и инструментов-самоделок. Благодаря введению в образовательный процесс методических приемов по элементарному музицированию и развитию творческого мышления наблюдается положительная динамика развития музыкальных способностей детей. Так, мониторинг на начало прошлого года показал 39,8% высокого уровня, а на конец года - 65,7%. ІІ. Практическая часть

  1. Музицирование участников мастер-класса на различных музыкальных инструментах, в том числе и со ЗЖ под музыку

М. Глинки «Полька»
Музыкальные инструменты, конечно же, составляют главную строку в успехе ЭМ у детей. Когда К. Орф задумал создать систему музыкального воспитания, доступную всем и каждому, он не отказался от  музыкальных инструментов, а ввел их как обязательное условие педагогического успеха. Инструменты могут быть разнообразны, при отсутствии настоящих не плохую службу могут сослужить самодельные.
Пример инструментов.
Барабаны из ведер, обтянутых целлофаном, ксилофон из подвешенных бутылок с водой, хрустальный ансамбль из фужеров, маракасы из киндер-сюрпризов…Что еще, подумайте сами.

Итак, в каких творческих заданиях можно использовать ЭМ? Вот несколько примеров.

  1. Озвучивание стихотворений.

Участникам мастер-класса предлагается стихотворение С. Маршака «Апрель», онопрочитывается, подбираются подходящие по тембру ДМИ и озвучивается стихотворение.

Апрель! Апрель! На дворе звенит капель. – треугольникПо полям бегут ручьи, - глиссандо по металлофонамНа дорогах лужи муз. молоточекСкоро выйдут муравьи После зимней стужи. тихое шуршание любым предметомПробирается медведьСквозь лесной валежник. трещотки, маракасыСтали птицы песни петь свистулька, дудочкаИ расцвел подснежник. - колокольчик

Варианты озвучивания могут быть разными. Темп чтения стихотворения с сопровождением замедляется.Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

Предлагаю вашему вниманию более сложный вариант –

  1. Озвучивание рассказа по репродукциям картин, которое можно использовать на занятиях совместно с воспитателем.

Перед вами картина В. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять. Пошли они через поле в лесок.

музыкальный молоточек.

Стали собирать ягоды, грибы, аукаться,

дудочки, свирельки

Птичек слушать,

свистульки

Не заметила Машенька, как набежали тучи,

погремушки

Потемнело кругом, загремел гром,

барабан

Тут посмотрела девочка на небо и ахнула,

барабан

Взяла Ванечку за ручку и побежала.

музыкальный молоточек

Маленький Ванечка скоро устал, заплакал

румба

А тучи все темнее, гром все громче

усиление звучания барабана

Тогда схватила сестренка братика, Посадила себе за плечи

музыкальный молоточек

И припустилась со всех ног по полю

ускорение темпа

Сверкали молнии, шумел ветер, гремел гром

маракас, барабан

Упали первые капли дождя, было страшно

румба

Но Машенька не бросила малыша, Добежала до деревни, И когда начался ливень

тремоло на треугольнике

Брат и сестричка были уже дома

глиссандо на металлофоне

  1. Следующий примерМузыкальные зарисовки.

Активизируя творческую активность детей, можно использовать прием создания музыкальных зарисовок. Из различных упражнений и песенок создается картинка того или иного явления из окружающей жизни.

Осенняя картина.В зарисовку включаются:

  • звуковая импровизация звучащие жесты «Дождик накрапывает»

  • речевая интонационная игра «Осенины»

  • песня об осени

Звучащие жесты:«Дождик накрапывает» (игра с использованием звучащих жестов)

Мелкий дождик моросит Кап - кап - кап - кап! (удары пальчиками об пол)В листьях сада шелеститКап - кап - кап - кап! (шуршим ладошками) Мокнет мячик у ворот, Кап - кап - кап - кап! (шлепаем по коленям ладошками)Мокнет поле, огородКап-кап-кап-кап! (щелкаем пальчиками)

Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаем внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.

Речевая интонационная игра «Осенины, осенины»

Работая над этим текстом, создаётся атмосфера «тихой золотой» осени. Используем звучание самодельных инструментов - шумовых, шуршание бумагой. Все это создает ощущение шуршащих осенних листьев.

Осенины, осенины - у дождинок именины.Осенины, осенины - паутинок имениныОсенины, осенины - разных красок имениныОсенины, осенины- тихих звуков именины.

И в завершении музыкальной зарисовки исполнить песню об осени, подыгрывая себе на ДМИ.

  1. И ещё одно оригинальное творческое задание - вашему вниманию.


Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолет, машина, поезд и т.д. и передает его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

И в завершении я предлагаю поиграть в игру «Звуковой бутерброд».

  1. Игра «Звуковой бутерброд».

Выбираем муз. инструменты "трех семей" по звучанию - например: деревянные, шумовые и металлические. Запоминаем, что - деревянные инструменты - это хлеб, металлические - масло, шумовые - колбаса. Цель игры: научиться поочередно "включать и выключать звук", то есть:Я отрезаю хлеб - звучат деревянные инструментыЗатем, мажу маслом - звучат одновременно деревянные и металлические инструменты А теперь положу колбасу- шумовые инструменты,Я съела хлеб и масло - замолкают деревянные и металлические, Осталась колбаса- только шумовые Съела и колбасу - шумовые замолкают.

«Бутерброд» можно делать в любой последовательности и «съедать» его тоже как угодно.

На этой веселой ноте мы заканчиваем свое практическое занятие.

Конечно, говорить о внедрении системы обучения К. Орфа в полном объеме в условиях дошкольного образовательного учреждения нецелесообразно, но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи современного дошкольного образования.

И подытожить вышесказанное хочется словами Карла Орфа:«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

Рефлексия:Подведем итоги. Закончите, пожалуйста, предложение –

Мне было приятно с вами работать! Спасибо! Используемая литература:

  1. «Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей» Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003.

  2. «Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография.» – М.: УРСС, 2003.

  3. «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» - Материалы семинара №1 – Москва 2009.

  4. С.В. Конкевич «Элементарное музицирование как средство творческого развития ребенка» - СПБ.: Музыкальная палитра, 2004.

  5. Internet ресурс: www.orff.ru

  6. Internet ресурс: http://topreferat.znate.ru/docs/index-39174.htm.