Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Я и компьютер» возраст детей от 4 до 5 лет

Яковлева Светлана Алексеевна Яковлева Светлана Алексеевна
DOCX
393
8
Предпросмотр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №6 «Рябинка»


Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДЕНА к утверждению Заведующий МБДОУ №6 «Рябинка» педагогическим советом __________________ Т.И. Козлова от «29» августа 2014г. №1 Приказ от «29» августа 2014г. №162

Дополнительная общеразвивающая программа СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Я и компьютер»

Возраст детей: от 4 до 5 лет.Срок реализации 1 год.

Сведения о разработчике: Яковлева Светлана Алексеевна,педагог дополнительного образования

г. Моршанск2014-2015 учебный год Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Я и компьютер» направлена на познавательное развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет через обучение детей основам компьютерной грамотности. Настоящая программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 (приказ № 273 – ФЗ), Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155), на основе образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка». Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей - это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок скорее всего столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить   ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе. Хотя школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Актуальность программы: введение компьютера в ткань традиционного воспитательно – образовательного процесса детского сада позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его. Цель программы данного курса: развитие логического мышления и познавательной активности детей возраста путем применения компьютера. Задачи

  • познакомить детей с особенностями компьютера, способами управления событиями на экране с помощью операторов (клавиатура, мышка), что является обязательным компонентом компьютерной грамотности пользователя;

  • учить самостоятельной работе на компьютере;

  • развивать познавательные способности;

  • развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции) средствами компьютерной графики;

  • формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов с использованием прикладного программного обеспечения.

Программа предназначена для детей 4 – 5 лет. Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 ЭТАП - ознакомительно-адаптационный Цель: -создать необходимые условия для изучения компьютера -формировать навыки правильной работы с персональным компьютером
2 ЭТАП-образовательно-воспитательный Цель:- формировать умение использовать разнообразные инструменты графического редактора - развивать внимание, память мышление, воображение -воспитывать самостоятельность, усидчивость, настойчивость, ответственность
3 ЭТАП -заключительный Цель: - совершенствовать полученные умения и навыки.
Программа строится, опираясь на следующие принципы:

  1. От элементарного управления компьютерной программой к более сложному.

  2. От постоянного руководства педагога к самостоятельной работе.

  3. Чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фронтальной работы.

  4. Смена видов деятельности.

  5. Тесная взаимосвязь компьютерной игры и дидактической.

  6. Подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ. Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа. Iэтап - подготовительный Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе. II этап - основной Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. IIIэтап - заключительный Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз),для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж). Продолжительность каждого этапа занятия:

  1. этап – 4-5 минут,

  2. этап – 10 минут,

  3. этап - 4-5 минут.


РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня по подгруппам.
Учебный план.Группа

Продолжительность занятия

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в год

Группа для детей от 4 до 5 лет

20 минут

2

72
Формы организации: - индивидуальная работа; - парная и групповая работа; - коллективная работа. Ожидаемые результаты В результате освоения программы «Я и компьютер» дошкольник должен знать:

  • правила работы с персональным компьютером;

  • названия и функции компьютера и периферийных устройств ввода-вывода;

  • названия и функции основных инструментов графических редакторов;

  • основные и дополнительные цвета и геометрические фигуры.

Должен уметь:

  • уверенно использовать в работе клавиатуру и манипулятор «мышь»;

  • понимать компьютерную терминологию;

  • осуществлять необходимые операции для выбора и открытия программы;

  • создавать изображения по замыслу в графическом редакторе, используя разнообразные инструменты и доступные пониманию функции программы;

  • использовать полученные навыки и умения работы с растровыми графическими редакторами в дизайнерской деятельности полиграфической направленности.


Оценка результатов освоения программы
В программе «Я и компьютер» разработан механизм педагогического обследования качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста умений, практических навыков. Критерии качества освоения ребенком программы:

  • Название частей компьютера

  • Правила работы с персональным компьютером

  • Названия и функции основных инструментов графических редакторов

  • Подбор цвета и формы деталей

  • Нахождение на рабочем столе ярлыка программы

№п/п

Фамилия, имя ребенка

Название частей компьютера

Правила работы с персональным компьютером

Названия и функции основных инструментов графических редакторов

Подбор цвета и формы деталей

Нахождение на рабочем столе ярлыка программы


В итоговой таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н. На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

Календарно – тематическое планирование Учебно – тематический план№ п\п

Название раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

«Что такое компьютер?»

«Продолжаем знакомство»

«Поиграем с мышкой»

«Познакомимся с клавишами»

«Собери в корзину»

«Рисуем как взрослые»

«Линии прямые и кривые»

«Высокие-высокие горы»

«Поле ромашек»

«Что по форме напоминает предмет»

«Что бывает круглым?»

«Ветка рябины»

«Чудесная бабочка»

«Лес, словно терем расписной»

«Тарелочки и блюдечки»

«Елочный шарик»

«Пушистые снежинки»

«Новогодняя открытка»

«Первый снег»

«Коробочки с конфетами»

«Веселый снеговичок»

«Что за зверь?»

«Домик для колобка»

«Сделай сам так же, как я!»

«Что сначала, что потом?»

«Музыкальный инструмент»

«Зимние забавы»

«Открытка для папы»

«Несуществующее животное»

Упражнение «Яблоки»

«Цветы для любимой мамы»

«Ковер с узорами»

«Бочонок с медом»

«Что такое компьютер?»

«Знакомство с цифрами»

«Космос»

«Натюрморт»

«Домик для скворца»

«Весна идет, весне дорогу!»

«Укрась салфетку»

«Рыбки в аквариуме»

«Грибная полянка»

«Свободная тема»

«Сложи картинку»

Содержание программы по такому же принципу перед сеткой.

  1. История бисероплетения. Виды бисера.

Рассказ об истории появления украшений из стекла, бус и бисера. О появлении бисера на Руси, о том какие предметы декоративно-прикладного творчества делались и делаются сейчас в технике бисероплетения. Знакомство с видами, достоинствами и недостатками бисера. Демонстрация иллюстраций и образцов.

  1. Организация рабочего места, материалы и инструменты, правила техники безопасности.

Теория. Правильная организация рабочего места, которая облегчит труд и сохранит здоровье. Знакомство с материалами и инструментами. Порядок их хранения. Беседа о правилах техники безопасности. Ознакомление с правилами санитарии и гигиены.

  1. Техника простого низания бисера на леску и проволоку.

  2. Техника « параллельное плетение» и его возможности.

Теория. Принцип плетения на проволоке. Способы плетения в технике «параллельное плетение» на проволоке. Показ схем, образцов и иллюстраций. Возможности «параллельного плетения» для украшения интерьера и внешнего облика человека.Практика. Выполнение упражнений по выплетанию отдельных деталей и скреплению их.

  1. Знакомство с техникой плетения «колечки».

Теория. Принцип плетения на леске. Способы плетения в технике «колечки» на леске. Показ схем, образцов и иллюстраций. Возможности техники плетения «колечки» для украшения интерьера и внешнего облика человека. № п/п

Дата по факту

Дата по плану

Тема занятия

Программное содержание

«Что такое компьютер?»

Познакомить детей с компьютерной техникой, ее составными частями, точными правильными названиями и предназначениями, правилами работы за персональным компьютером

«Продолжаем знакомство»

Закрепить знания основных рабочих частей компьютера, их название и функциональное предназначение

«Поиграем с мышкой»

Обучать детей управлять действиями на экране с помощью компьютерной мышки – выбирать и перемещать объекты, менять их размер, управлять заданными игровыми ситуациями

«Познакомимся с клавишами»

Познакомить детей с клавиатурой, основными клавишами, их функциональным назначением. Обучать детей управлять действиями на экране с помощью клавиатуры

«Собери в корзину»

Развитие восприятия (дифференциация формы и цвета), формирование умственной операции сравнения

«Рисуем как взрослые»

Познакомить детей с программой Paint. Учить пользоваться инструментами, представленными в этой программе.

«Линии прямые и кривые»

Продолжать знакомить с программой Paint. Учить использовать все больше инструментов, представленных в этой программе. Познакомить с инструментами «Линия» и «Кривая линия». Создание из линий очертаний морских волн

«Высокие-высокие горы»

Продолжать знакомить детей с инструментом «Линия». Составление из линий очертаний гор

«Поле ромашек»

Обучать детей использованию инструментов «Кривая линия», «Прямоугольное выделение», «Заливка», «Надпись». Познакомить детей с приемом «быстрое копирование». Учить самостоятельно создавать композицию «Ромашковое поле», используя вышеперечисленные команды и инструменты

«Что по форме напоминает предмет»

Обучение детей соотносить форму предметов с заданным контуром

«Что бывает круглым?»

Продолжать знакомить с программой Paint. Учить использовать все больше инструментов, представленных в этой программе. Познакомить с инструментом «Эллипс».Рисуем мяч

«Ветка рябины»

Продолжать знакомить с программой Paint. Закреплять умение использовать инструменты «Прямая линия», «Кривая», «Эллипс», «Заливка», «Надпись». Учить самостоятельно создавать композицию «Ветка рябины», используя вышеперечисленные инструменты

«Чудесная бабочка»

Продолжать знакомить с программой Paint. Закрепить умение использовать инструменты «Прямая линия», «Кривая», «Эллипс», «Заливка», «Надпись». Рисование соприкасающихся кругов. Учить самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение, используя вышеперечисленные инструменты

«Лес, словно терем расписной»

Обучать использованию инструментов «Прямая линия», «Карандаш», «Кисть», «Распылитель», «Заливка». Рисуем осенний пейзаж. Учить самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение, используя вышеперечисленные инструменты

«Тарелочки и блюдечки»

Выделение и распознавание в предметах характеристики «размер». Выделение нескольких предметов по заданному признаку

«Елочный шарик»

Закрепить умение использовать инструменты «Эллипс», «Кисть», «Распылитель», «Заливка». Учить самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение, используя вышеперечисленные инструменты

«Пушистые снежинки»

Обучать детей умению рисовать снежинки с помощью инструмента «Прямая линия». Учить управлять действиями на экране с помощью компьютерной мышки: выбирать и перемещать объекты, менять их размер, управлять заданными игровыми ситуациями

«Новогодняя открытка»

Обучать детей использовать все больше инструментов, представленных в программеPaint. Рисуем новогоднюю открытку. Учить самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение

«Первый снег»

Закрепить умение использовать инструменты «Прямая линия», «Карандаш», «Кисть», «Распылитель», «Заливка». Рисуем зимний пейзаж. Учить самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение

«Коробочки с конфетами»

Формирование адекватного восприятия формы и размера предмета

«Веселый снеговичок»

Рисуем снеговика. Учить управлять действиями на экране с помощью компьютерной мышки: выбирать и перемещать объекты, менять их размер, управлять заданными игровыми ситуациями.

«Что за зверь?»

Составляем фигуру зайца. Закреплять знание детьми инструментов рабочей панели программы Paint.

«Домик для колобка»

Закреплять знание детьми инструментов рабочей панели программы Paint. Учить использовать инструменты «Прямая линия», «Кривая», «Эллипс», «Заливка», «Прямоугольник», «Кисть», «Карандаш»

«Сделай сам так же, как я!»

Диагностика знаний и умений. Проверить знание детьми инструментов рабочей панели программы Paint, умение использовать инструменты «Прямая линия», «Кривая», «Эллипс», «Заливка», «Многоугольник», «Прямоугольник», «Кисть», «Карандаш», «Распылитель», «Прямоугольное выделение»

«Что сначала, что потом?»

Формирование у детей причинно-следственных связей событий

«Музыкальный инструмент»

Продолжать знакомить с программой Paint. Закреплять знание детьми инструментов рабочей панели программы Paint. Учить использовать инструменты «Прямая линия», «Кривая», «Эллипс», «Заливка», «Прямоугольник», «Кисть», «Карандаш». Рисуем музыкальный инструмент

«Зимние забавы»

Обучать детей управлять действиями на экране с помощью компьютерной мышки: выбирать и перемещать объекты, менять их размер, управлять заданными игровыми ситуациями. Учить детей самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине радостное настроение. Рисуем зимние забавы

«Открытка для папы»

Закрепить умение использовать инструменты «Прямая линия», «Кривая», «Эллипс», «Многоугольник», «Прямоугольник», «Заливка», «Распылитель», Прямоугольное выделение». Рисуем открытку папе

«Несуществующее животное»

Проверить знание детьми инструментов рабочей панели программы Paint, умение использовать инструменты «Прямая линия», «Кривая», «Эллипс», «Заливка», «Многоугольник», «Прямоугольник», «Кисть», «Карандаш», «Распылитель», «Прямоугольное выделение». Создаем фантастическое животное

«Яблоки»

Формирование количественных представлений «один-много»

«Цветы для любимой мамы»

Продолжать знакомить с программой Paint.Закрепить умение использовать инструменты «Прямая линия», «Кривая», «Эллипс», «Заливка». Закрепить умение копировать изображение (удерживая клавишу Ctrl мышкой, перетаскивать изображение на свободное место). Учить детей самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение, используя вышеперечисленные команды и инструменты. Рисуем цветы маме на 8 МАРТА

«Ковер с узорами»

Закрепить умение использовать инструменты «Прямая линия», «Кривая», «Эллипс», «Многоугольник», «Прямоугольник», «Заливка». Рисуем волшебный ковер

«Бочонок с медом»

Закрепить умение использовать инструменты «Прямая линия», «Кривая», «Эллипс», «Многоугольник», «Заливка», «Прямоугольное выделение».

«Что такое компьютер?»

Проверить знание детьми основных рабочих частей компьютера, еще раз уточнить их название и функциональное назначение

«Знакомство с цифрами»

Знакомство с графическим образом цифр. Обучение детей соотносить цифру и обозначаемое ею количество предметов

«Космос»

Продолжать знакомить с программой Paint. Закрепить умение использовать инструменты «Прямая линия», «Кривая», «Эллипс», «Заливка», «Многоугольник», «Прямоугольное выделение». Учить детей самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение, используя вышеперечисленные инструменты. Составляем композицию звездного неба

«Натюрморт»

Закрепить у детей умение использовать инструменты «Прямая линия», «Кривая», «Эллипс», «Заливка». Учить детей самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение. Создаем фруктовый натюрморт

«Домик для скворца»

Закрепить у детей умение использовать инструменты «Прямая линия», «Кривая», «Эллипс», «Заливка», «Карандаш», «Скругленный прямоугольник». Учить детей самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине весеннее настроение. Создаем домик для птиц

«Весна идет, весне дорогу!»

Обучать детей управлять действиями на экране с помощью компьютерной мышки: выбирать и перемещать объекты, менять их размер, управлять заданными игровыми ситуациями. Учить детей самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине радостное весеннее настроение. Рисуем весенний пейзаж

«Укрась салфетку»

Развитие конструктивных умений. Обучение количественному анализу конструкции, самостоятельному выбору нужных элементов конструкции по заданным признакам

«Рыбки в аквариуме»

Продолжать знакомить с программой Paint.Закрепить умение использовать инструменты «Прямая линия», «Кривая», «Эллипс», «Заливка», «Многоугольник», «Прямоугольник», «Кисть», «Карандаш».Учить детей самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение, используя вышеперечисленные команды и инструменты

«Грибная полянка»

Закрепить умение использовать инструменты «Прямая линия», «Кривая», «Эллипс», «Заливка», «Многоугольник», «Прямоугольник», «Кисть», «Карандаш».Учить детей самостоятельно создавать композицию, выбирать цвета, передавать в картине настроение, используя вышеперечисленные команды и инструменты. Рисуем грибную полянку

«Свободная тема»

Диагностика знаний и умений. Проверить знание детьми инструментов рабочей панели программы Paint, умение использовать инструменты «Прямая линия», «Кривая», «Эллипс», «Заливка», «Многоугольник», «Прямоугольник», «Кисть», «Карандаш», «Распылитель», «Прямоугольное выделение»

Закрепить знание детьми инструментов рабочей панели программы Paint.

«Сложи картинку»

Развитие конструктивной деятельности детей


Материально-технические и методические условия реализации программы: Результат воспитательно - образовательного процесса по освоению детьми данной программы во многом зависит от ее материально- технического и методического обеспечения. Материально - техническое обеспечение

Методическое обеспечение

1 .Оборудованный компьютерный кабинет.

1. Информационная и справочная литература.


2.Соответствующая росту и возрасту детей мебель (компьютерные столы, стулья, подставка под ноги, регулирующая высоту).


2.Методическая литература: Перечень компьютерных программ, необходимых для реализации данной программы: 1. Серия дисков “Маленький гений”, “Новый диск”. 2. Серия дисков “Развиваем память”, “Новый диск”. 3. Програмно – методический комплекс «Фантазёры», Туйчиева И.Л., Горницкая О.Н., Воробьёва Т.В. 4. Развивающие раскраски «Что такое? Кто такой?» Арсенина Е.Н. 5. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет, Габдуллина З.М.


3. Рабочее место, оборудованное соответственно требованиям СаНПиН

Методы и приемы, используемые педагогом для освоения материала образовательной программы: -беседа -показ -рассказ -практическая работа -самостоятельная работа

Используемая литература для педагога: Используемая литература для родителей и детей