Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Дидактические игры по сенсорике для детей дошкольного возраста «Угадай на вкус»

Дроздова Оксана Михайловна Дроздова Оксана Михайловна
DOCX
584
18
Предпросмотр

Дидактические игры по сенсорике «Угадай на вкус» Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей. Подготовка к игре. Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой. Задание 1. «Угадай, какой вкус?» Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы. Задание 2. «Найди пару» Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом. Задание 3. «Что, каким бывает?» Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д. «ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ» Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях. Ход игры. Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях. «ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ» Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях. Ход игры. Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях. «ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ» Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы. Ход игры. Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами. «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1» Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их. Ход игры. В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют. «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2» Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание). Ход игры. Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке. «НАЙДИ ЗАПЛАТКУ» Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме. Ход игры. Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место. «ПОДБЕРИ ФИГУРУ» Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение. Ход игры. 1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу. 2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок. «УЗНАЙ И СРАВНИ» Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их. Ход игры. 1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя). 2 вариант. «Найди пару» Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры. «ПОДБЕРИ ФИГУРУ» Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение. Ход игры. 1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу. 2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок. «ПОСТРОЙ ДОМ» Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер). Ход игры. Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке. «НАЙДИ ПАРУ» Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание. Ход игры. 1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком. 2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя. «ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ» Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки. Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук. Ход игры. 1 вариант. «Путаница» Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета. 2 вариант. «Кто быстрее!» Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их. 3 вариант. «Назови игрушку» Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т.д. 4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета. Проходит в 3 этапа. 1 этап: «Это желтый шарик» 2 этап: «Принеси желтый шарик» 3 этап: «Какого цвета шарик?» «ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ» Прямая цель: развивать обоняние у детей. Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху. Ход игры. 1 вариант. «Узнай по запаху» Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа. Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке. 1 этап. Так пахнет ромашка. (Показать картинку) 2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки. 3 этап. 2 вариант. «Найди такой же запах» Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом. «АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ» Цель: развивать обоняние у детей. Ход игры. Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом. Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки. Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат. «ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА» Цель: развивать тактильные ощущения у детей. Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук. Ход игры. Воспитатель рассказывает: - Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы. Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох. - Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы. Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички. - Чем она сегодня угощалась? «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» Цель: развивать тактильные ощущения у детей. «СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР» «ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ» «ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА» «РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ» Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его. Ход игры. А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место) Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки) В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки) Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета) «НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ» Цель: развивать зрительное внимание и память. Ход игры. Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает. Затем аквариумы убираются. Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку. - Посади каждую рыбку в свой аквариум. «СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК» Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику. Ход игры. На столе раскладываются счетные палочки. Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Задание дается в порядке возрастающей сложности: А) образец остается перед глазами ребенка Б) образец убирается. Можно эти фигуры складывать из кубиков.