Публикации воспитателей детских садов
О проекте

Интеграционная технология художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста

Зенкина Людмила Михайловна Зенкина Людмила Михайловна
DOC
261
2
Предпросмотр

МДОУ №28. Зенкина Людмила Михайловна


Интеграционная технология художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста.


Цель интеграционной технологии художественно — эстетического развития: воспитание у детей эстетической культуры, формирование эмоционально — ценностного отношения к окружающему миру, гармонизация мировосприятия, создание целостной картины (образа) мира.


Основополагающая идея интеграционной технологии состоит в том, что художественная деятельность на всех уровнях — восприятие, исполнительство, творчество организуется, как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.
Детям дошкольного возраста предоставляется возможность осваивать общекультурный опыт человечества реально и мысленно (в воображении) экспериментировать с различными материалами их свойствами и способами своего воздействия на них и самостоятельно создавать художественные образы как выражение индивидуальной картины мира, включающий уникальный образ «Я». В результате у детей формируется многогранный опыт (разумеется , в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями) и базовая культура творчества.


Кандидат педагогических наук Олесина Е.П. В своей статье «Механизмы внедрения интеграционных педагогических технологий в общее образование» определила методологические подходы к реализации модели интеграции разных видов искусств в практику образовательных учреждений :

  1. компетентностно — деятельностный подход — интеграция искусства в дошкольное образование решает задачу приобретения воспитанниками необходимых культурных компетенций через творческую деятельность;

  2. культурологический подход — определяет роль искусства в освоении любых культурных форм;

  3. логико — структурный подход — способствует реальному внедрению интеграции искусства в дошкольное образование (включает фазы анализа, планирования, мониторинга ( или соответствие целевым ориентирам).

Механизм интеграции: образ одного вида искусства, передаваемый в другом виде искусства специфическими средствами выразительности. Интеграция художественно — эстетического образования предполагает не иллюстративное использование произведений в других видах искусства, а способность ребенка — дошкольника принять информацию и сделать личностно — значимой, вследствие чего возникает интерес к искусству.
Выдающиеся педагоги и музыканты — просветители (Б.Л. Яворский, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский) подчеркивали, что широкие возможности в плане художественно — эстетического развития детей открывает интеграция трех искусств музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.
ФГОС ДО определяют художественно — эстетическое развитие как развитие предпосылок ценностно — смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного).
В основе идеи интеграции разных видов изобразительного искусства в детской художественной деятельности лежит понятие полихудожественного развития («поли» - много, «художеств» - искусств, т.е много искусств) . Одновременное восприятие нескольких видов искусств (живопись, музыка, поэзия), взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркие эмоционально — эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами.
Взаимодействие и интеграция искусств в образовательном процессе обусловлена «полихудожественностью» формирующейся личности так как: «каждый ребенок, как бы играя , занимается всеми видами искусства — и рисует, и поет, и пляшет, и читает стихи».
Роль педагога состоит в создании условий для свободной творческой деятельности (в т.ч. самостоятельной) и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, другими детьми ) в разных формах творческого взаимодействия.
Педагоги используют различный широкий спектр разнообразных форм своего содержательного взаимодействия с детьми и их родителями как в образовательном пространстве ДОУ, так и за его пределами. Это могут быть искусствоведческие беседы и рассказы, экскурсии на выставки , прогулки и познавательные экскурсии по городу, мастер — классы, образовательные проекты, основанные на интеграции интеллектуальной и эстетической деятельности, дидактические игры и упражнения с полихудожественным содержанием, разнообразная полихудожественная деятельность детей на специально организованных занятиях и в свободной деятельности с учетом индивидуальных и коллективных форм работы детей, художественное экспериментирование.
Общение между педагогом и детьми в условиях интеграции разных видов изобразительного искусства в детской художественной деятельности наиболее успешно складывается в форме субъект — субъектного взаимодействия, которое предполагает, что педагог — это человек, вызывающий активный устойчивый интерес к предмету общения и себе самому как личности. Общение педагога с ребенком и детей друг с другом проходит в форме продуктивного сотрудничества и сотворчества.
В нашем ДОУ разработана модель интегрированного образовательное пространства полихудожественной деятельности детей на содержании программ «Синтез» и «Гармония» К.В. Тарасовой и Т.Г. Рубан. Эта модель предусматривает взаимосвязь педагогов и детей и дает возможность для общения и сотворчества.
Модель интегрированного образовательного пространства полихудожественной деятельности
для детей 5 года жизни. Вся интегрированная деятельность разбита на тематические блоки («Природа и музыка», «Русские народные образы», «Сказка в музыке») В каждом тематическом блоке представлены несколько тем. Так в «Природе и музыке» - «Осень» и «Облака»; В «Русских народных образах» - «Гусли», «Скоморох», «Колокола»
Данная модель определяет содержание работы педагогов в рамках совместной деятельности , самостоятельной деятельности дошкольников, предусматривает особенности организации предметной среды в соответствии с содержанием, формы интегрированной совместной деятельности с родителями.
Для целостного понимания и погружения в определенную тему в совместной деятельности мы используем высокохудожественные произведения различных видов искусств (репродукции картин известных художников И. Левитана, З. Серебряковой, Н. Рериха, В. Васнецова , слушаем произведения великих композиторов А. Вивальди, Боокерини, А. Ткач, К. Дебюсси, читаем и слушаем литературные произведения И. Бунина , С. Михалкова, В. Маяковского, А. Пушкина, полученные впечатления закрепляем в музыкально — ритмических движениях, в изобразительной деятельности, в театрализации, передавая тот или иной целостный художественный образ)
Положительное влияние интегрированных технологий на воспитанников проявляется:

  • в формировании представлений о художественной культуре как части духовной культуры в ее целостности и многообразии;

  • в выявлении логики развития художественно — эстетического мышления через знакомство с выдающимися произведениями искусства и их интеграции в культурном развитии;

  • в освоении художественного опыта прошлого и настоящего в диалоге;

  • в развитии умения различать разнообразные формы взаимодействия искусств;

- в воспитании культуры ведения диалога, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.